Вернуться к новостям
29.09.2015

Господдержка – основа роста погрузки лесной продукции Крупные предприятия ЛПК готовы существенно нарастить производство на российском рынке за счет импортозамещения. Но им не хватает средств для реализации перспективных инвестпроектов. В этом им нужна помощь. Есть резервы для роста Как отметили в Минпромторге, положение дел в российском лесном секторе в 2015 году остается непростым.

С одной стороны, платежеспособный спрос переработчиков древесины сыграл позитивную роль в укреплении внутреннего рынка. Цены, предлагаемые на нем, потребителями установились на таком уровне, что оказались конкурентоспособными с ценами, которые давали за российское сырье зарубежные покупатели.

С другой стороны, в последнее время ослабление рубля перечеркнуло позитивные чаяния отечественных переработчиков леса. Многие компании, традиционно ожидавшие сезонного увеличения спроса на готовую продукцию деревообработки, летом ощутили снижение объема заказов на 15–20% в сравнении с тем же периодом 2014 года при оставшейся неизменной цене на конечную продукцию. 

В такой ситуации при высокой кредитной нагрузке на бизнес уже летом началось разорение предприятий, традиционно ориентирующихся на внутренний рынок. Это затронуло прежде всего заводы по производству погонажных изделий, клееного бруса, строительной деревянной балки. На плаву остались предприятия с низкой кредитной нагрузкой, производства, ориентирующиеся на государственные заказы в области строительства, а также компании, сумевшие частично переориентироваться на экспорт.

По мнению экспертов, осень в лесопромышленной отрасли могла начаться со снижения выпуска продукции. И как следствие – снижения объемов погрузки всеми видами транспорта, включая железнодорожный. Как считает заместитель министра промышленности и торговли Георгий Каламанов, ЛПК столкнулся со сдерживающими факторами общеэкономического и отраслевого уровня. Минпромторг и ранее настаивал на использовании инструментов государственной поддержки для стимулирования развития лесопромышленного комплекса. А в данной ситуации они представлялись необходимыми.

Таким инструментом, по словам Г. Каламанова, стало субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным предприятиями комплекса, и увеличение объема финансирования по действующим субсидиям более чем на 20% (140 млн руб.) с последующим его увеличением к 2016 году более чем на 60%, до 1,4 млрд руб. Если ранее подобные меры были нацелены на компенсацию расходов при закупках сырья в межсезонье (специфика рынка такова, что он развивается циклически), то теперь субсидии по кредитам должны были помочь предприятиям, активно инвестировавшим в крупные инвестиционные проекты. Это должно было способствовать созданию импортозамещающих производств по выпуску продукции глубокой переработки древесины и поддержать модернизацию целлюлозно-бумажной промышленности. Позитивные ожидания В начале года в ЛПК действительно наметились положительные тенденции. Это нашло свое отражение и в объемах погрузки леса, а также продукции его переработки.

Целый ряд компаний в 2015–2018 гг. предполагал за счет своих новых проектов наращивать объемы производства. Соответственно ожидалось и увеличение отправок перевозок и по железным дорогам. Например, по словам генерального директора завода Kastamonu Али Кылыча, строительство второй очереди завода по выпуску плит MDF предполагается завершить до конца февраля 2016 года. Инвестпроекты было бы сложно реализовать без железной дороги. «С ее помощью мы решаем три задачи: доставляем метанол и карбамид, завозим лес, осуществляем отправку готовой продукции. Вагоны уходят из ОЭЗ «Алабуга» к ст. Тихоново, оттуда – в Круглое Поле и дальше по стране», – сказал А. Кылыч. Солидную программу развития недавно презентовала компания «Русский лес», которая также должна была привести к образованию дополнительных грузопотоков лесопродукции. Готовы были увеличивать перевозки по стальным магистралям такие отправители лесных грузов, как ООО «Сыктывкарский фанерный завод», ООО «Жешартский ЛПК», ООО «Норвуд СМ». Однако они медлили с решением из-за нехватки финансовых ресурсов. 

 Сейчас в ОАО «РЖД» рассматривается возможность установления понижающего индекса к Прейскуранту № 10-01 в рамках тарифного коридора при перевозках лесных грузов на дальние расстояния – при обязательном условии предъявления к перевозке дополнительных объемов. Однако, как признают в РЖД, усилий одних только железных дорог вряд ли оказалось бы достаточно для существенного увеличения грузопотоков. ЛПК нужна господдержка. Достаточно ли принятых в августе мер, чтобы они могли реализовать свои планы? Вот вопрос, который волнует многих.

Если судить по объемам приобретаемого в межсезонье сырья, то можно сделать вывод о том, что многие игроки рассчитывают на рост отправок готовой продукции. «Мы затарились сырьем по полной программе. По прогнозам, выпуск продукции и погрузка в ближайшей перспективе превысит прошлогодние показатели», – сообщил начальник отдела логистики АО «Кондопога» Андрей Ларионов. Как полагает руководитель лесного отдела «Гринпис России» Алексей Ярошенко, субсидии станут определенным стимулом для наращивания объемов продукции ЛПК. Правда, ими воспользуются только крупные переработчики древесины. Точно так же как и гибкими ставками железнодорожных тарифов, если это предложение найдет поддержку. Это будет способствовать дальнейшей концентрации производств в лесном секторе, что станет сопровождаться дальнейшим угасанием малых и средних предприятий, которые поддержки не получат. Отсюда и беспокойство А. Ярошенко: по его словам, поддержка лесного сектора должна быть сбалансированной.

Кроме того, у него есть опасения, что закон о федеральном бюджете уменьшит верхний предел совокупного размера предоставляемых субсидий, что ограничит предприятиям ЛПК доступ к кредитам. Впрочем, в Минпромторге полагают, что на данном этапе поддерживать следует не все предприятия, а только те из них, которые способны выпускать импортозамещающую продукцию. Ведь именно они сейчас закладывают основу для будущего роста производства ЛПК, который, как следствие, будет сопровождаться и увеличением объемов железнодорожной погрузки. На обеспечение такого роста средств у государства хватит.

Александр Солнцев